С этим столкнулся Валерий Бондаренко, который два года назад обратился в Первомайский районный суд Мурманска с иском о признании недействительности договора. Заявитель уточнил, что оформил кредитную карту, позволяющую без комиссии снимать наличные, но банк в одностороннем порядке изменил договор и все-таки ввел свой тариф. Райсуд поддержал позицию банка и объяснил, что финансовая организация вправе менять условия договора и комиссии. Тем более, что карта рассчитана на безналичные расчеты, а выдача наличных — «отдельное имущественное благо», которое считается дополнительной возмездной услугой. Апелляция и кассация такое решение поддержали.
ВС, наоборот, указал, что действующее законодательство «не предусматривают право банка в одностороннем порядке изменять условия договора и увеличивать размеры комиссий или вводить новые комиссии» — подобные изменения влекут увеличение размера обязательства по договору. Эта позиция гражданской коллегии попала в недавний Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей.
Еще в этот документ вошли позиции об онлайн-кредитах и гарантийных сроках застройщиков. Отдельное внимание было уделено актуальным вопросам баланса интересов потребителей и исполнителей и повышению ответственности продавцов за недобросовестную информацию о товаре.
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1
Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 N 353-ФЗ