Россия не будет сообщать Генеральному секретарю Совета Европы о введении и отмене в стране военного или чрезвычайного положения. Обязанность уведомить об этом Генсекретаря ООН сохраняется.
Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях поправки к статьям о порядке информирования ООН и Совета Европы при введении или отмене в России военного или чрезвычайного положения. Сейчас военное положение действует в четырех присоединенных к РФ регионах.
Изменения вносятся в ст. 37 ФКЗ «О чрезвычайном положении» и ст. 22 ФКЗ «О военном положении». Эти нормы предполагают, что при введении в России или на ее отдельных территориях военного или чрезвычайного положения президент или МИД уведомляют генеральных секретарей ООН и Совета Европы об отступлении от обязательств по международным договорам, связанным с ограничением прав и свобод граждан.
Эту обязанность предусматривала Конвенция о защите прав человека. С марта 2022 года эта конвенция не действует в отношении России, которая прекратила участие в Совете Европы. Поэтому президент предложил исключить из двух ФКЗ нормы об информировании генерального секретаря Совета Европы, сохранив нормы в части информирования Генсекретаря ООН. Из ФКЗ «О чрезвычайном положении» исключается и норма о том, что международные обязательства МИД вытекают из Конвенции о защите прав человека.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.