- новые пошлины до 25 000 руб. несоразмерны доходам людей;
- льготы в виде освобождения или рассрочки на практике не работают;
- правительство не дало заключение на законопроект;
- повышение пошлин внесли только ко второму чтению.
КС признал поправки не противоречащими Конституции. Он исходил из того, что нормы предусматривают льготы для малоимущих. Инвалиды и ветераны освобождены от уплаты. Не платят пошлины и взыскатели по делам об алиментах. Кроме того, суды в каждом споре оценивают, есть ли основания освободить от уплаты людей с доходами ниже прожиточного минимума.
Процедура принятия закона соответствовала действующему законодательству, и перечисленные депутатами механизмы здесь неприменимы. Поправка не изменила концепцию закона: он и ранее регулировал вопросы налогов и сборов, отметил КС. А заключение кабмина не требовалось, так как правительство и внесло законопроект.
Законодатель вправе устанавливать размер пошлины, но должен учитывать принципы справедливости и доступности. В рассматриваемом случае сборы повысили впервые за 15 лет — это оправдано экономическими условиями, заключил КС.
Увеличение пошлин — это часть налоговой политики, а не новое регулирование, объяснили выводы суда в Центре конституционного правосудия. Поправка не изменила концепцию закона, изначальный законопроект касался широкого круга налоговых вопросов, поэтому повышение госпошлины не выходило за его рамки.
Эксперты указали, что суд сослался на свободу усмотрения законодателя: государство само определяет размер пошлины, исходя из экономической обоснованности и социальной справедливости. По их словам, КС, с одной стороны, признал нарушение Конституции в случаях, когда суды злоупотребляют отказом в льготах. С другой — сама по себе высокая пошлина не нарушение, если есть работающие механизмы защиты.
Мнение юристов о повышении госпошлин на обращение в суд и последствиях поправок мы рассказывали в материалах «Повышение госпошлин: аргументы юристов за и против» и «Повышение госпошлин: как оно отразилось на рынке».