GGi Logo  
         
   
       
 
 
 
 
 
Cанкт-Петербург,
наб. реки Смоленки, д. 33, литера А,
ТБК «На реке Смоленке», офис 4.78, тел.: (812) 327 72 26
 
 

<< Архив новостей

Правительство предлагает запретить завышать ставки по ипотеке

Правительство внесло законопроект, который должен ограничить права кредитных организаций повышать ставку по ипотечным кредитам. Эксперты считают, что такая мера должна защитить интересы заёмщиков, которые вынуждены соглашаться на невыгодные условия. При этом, мера не должна ударить по банкам, но может ограничить возможности микрофинансовых организаций.

Правительство РФ предложило внести поправки в закон «О потребитепьском кредите (займе)». Информация об этом появилась на официальном сайте Государственной Думы. Как отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке, принятие этих изменений связано с правовыми неопределённостями, которые возникают в ходе применения действующих норм.

Изменения предлагают распространить ч. 11 ст. 6 закона «О потребительском кредите (займе)» на ипотечные кредиты. Это положение запрещает завышать ставку по потребительскому кредиту больше, чем на одну треть, по сравнению со среднерыночным значением полной стоимости потребительского кредита, которое Центробанк рассчитывает в процентах годовых соответствующей категории кредита.

В качестве причины введения таких изменений, законодатели указывают практику недобросовестных кредиторов, устанавливающих процентные ставки по тем договорам кредита, которые заключены с физлицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности. При этом, обязательства заёмщика по таким договорам обеспечены ипотекой, а проценты по ним существенно превышают среднерыночное значение.

Юрист Алёна Косина согласна, что «применение ч. 11 ст. 6 Закона N 353-ФЗ к потребительским ипотечным кредитам позволит ограничить полную стоимость займа по таким договорам, и предотвратит установление завышенных процентных ставок по аналогии с потребительским кредитом». Она добавляет, что «данные меры направлены на защиту интересов слабой стороны — заёмщика — которая по разным причинам, например ввиду слабой финансовой грамотности, тяжелой жизненной ситуации или по иным причинам, соглашается с предоставляемыми заимодавцами условиями и на сохранение за ними собственности, например, жилья».

По словам Косиной, это не должно отразиться на работе банков, т.к. банковский ипотечный процент, как правило, не превышает среднерыночных значений. При этом, эти изменения «очевидно повлияют на работу микрофинансовых организаций, выдающих займы, обеспеченные ипотекой. С формальной точки зрения, такие организации будут вынуждены учитывать указанные ограничения и устанавливать соответствующий размер процентной ставки на момент заключения договора». Юрист считает, что эти меры назрели уже давно, но она «не исключает, что текущий кризис подтолкнул законодателя вернуться к этому вопросу».

Юрист Сергей Трущин полагает, что «предлагаемые изменения не являются однозначными. С одной стороны, предложенная мера пойдет на пользу заемщикам, поскольку накладывает новые ограничения на банки в части установления предельной совокупной величины платежей, совершаемых заемщиком». С другой стороны, юрист отмечает, что «верхние пределы полной стоимости кредита и так являются существенными».

Трущин также согласен с тем, что предложенные меры «не являются жесткими по отношению к большинству банков, осуществляющих ипотечное кредитование, поскольку устанавливаемые пределы полной стоимости кредита достаточно широкие». В то же время, по его словам, принятие законопроекта не позволит банку в отдельных случаях предоставить ипотечный кредит, если риск по нему является достаточно высоким. «Например, банк будет вынужден отказать заемщику, если оценка риска заемщика банком (в процентах годовых) будет на одну треть превышать среднерыночную процентную ставку. Тем самым, банк не сможет выдать кредит, даже если заёмщик согласен на высокую процентную ставку», добавляет юрист.

Тем не менее, Трущин успокаивает, говоря, что «банки уже продолжительное время работают с учётом ограничений по максимальной процентной ставке по потребительским кредитам, не обеспеченным ипотекой, и распространение данных ограничений на ипотечные кредиты не должно повлечь для них дополнительной существенной регуляторной нагрузки».

Что касается других положений, законопроект должен запретить обуславливать заключение и исполнение договора потребительского кредита необходимостью приобретать за отдельную плату услуги, которые оказывают кредитор и третьи лица.

Кроме того, проект содержит положения, запрещающие включать в договор потребительского кредита условия, по которым заёмщик должен иметь неснижаемый остаток на счёте, с которого должник погашает задолженность. Кроме того, нельзя будет ставить заёмщику условие, при котором на его счету в день, не являющийся днем совершения очередного платежа, должна будет находится сумма, достаточная для погашения платежа.

Законопроект также уточняет порядок расчёта полной стоимости потребительского кредита и предельного размера неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение заёмщиком обязательств по возврату займа или уплате процентов.

В документе также закреплено единство подходов к договорам потребительского кредита, которые предусматривают постоянную и переменную процентные ставки. Подходы касаются реализации прав кредитора по снижению этой ставки в одностороннем порядке. Законопроект также исключает возможность навязывать заключенным на срок свыше года договорам условия, которые обязывают заёмщика заключать договор на весь срок кредитования с единовременной оплатой страховых платежей.

В связи с тем, что в случае принятия поправок, кредиторам придётся адаптировать бизнес-процессы под новые нормы и менять внутренние нормативные акты, законопроект предусматривает особый порядок вступления в силу новых положений, а именно через 180 дней после дня официального опубликования закона.

Право.ru

 
   
© CLC, 2009. Все права защищены.
Rambler's Top100  
 
Данный ресурс и информация размещенная на нем защищены законами об авторских правах РФ и международными соглашениями.
Незаконное воспроизведение или распространение графической, текстовой информации или ее части влечет гражданскую и уголовную ответственность