GGi Logo
знач. изм.
USD 08/03 58.26 -0.07
EUR 08/03 61.71 -0.15
bid ask
Золото 0 0
Нефть Brent 0 0

 
 
 
 
Cанкт-Петербург
наб. реки Смоленки, д. 33, литера А,
ТБК «На реке Смоленке», офис 4.77 телефон (812) 327 72 26
office@clc-spb.ru
 

<< Архив новостей

В Госдуму внесен проект Оперативно-розыскного кодекса РФ

Законопроект № 831609-6 "Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации" 6 июля был внесен в Госдуму.

Проектируемый Кодекс содержит Общую и Особенную части. В частности, в нем определены основные направления оперативно-розыскной деятельности (защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; выявление, предупреждение и раскрытие преступлений; розыск лиц; госзащита участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов; обеспечение государственной, военной, экономической, информационной, экологической и общественной безопасности и т. д.). Также предполагается, что по решению Президента РФ оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) может осуществляться в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Кроме того, в предлагаемом документе планируется закрепить:

  • принципы ОРД (законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, право на истребование информации о проведении оперативно-розыскных мероприятий, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, наступательность, обеспечение негласности сотрудничества с лицами, обеспечение безопасности оперативно-розыскных органов и участников уголовного судопроизводства, их родственников или близких лиц, равенство перед законом);
  • перечень оперативно-розыскных органов (оперативные подразделения ОВД, ФСБ, ФСО, ФТС, ФСИН, ФСКН России, Службы внешней разведки РФ);
  • обязанности оперативно-розыскных органов (принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечению безопасности общества и государства, исполнять поручения дознавателя и следователя, соблюдать конспирацию и т. п.);
  • перечень прав оперативно-розыскных органов (гласно и негласно осуществлять оперативно-розыскную деятельность, истребовать или производить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, создавать и использовать информационные системы, наводить справки, собирать и изучать документы и сведения, создавать легендированные (вымышленные в целях конспирации) организации и другие).

Кроме того, в случае одобрения законопроекта оперативно-розыскные органы смогут лишать жизни террористов, а также причинять вред их здоровью или имуществу либо иным охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении теракта либо осуществлять иные мероприятия по борьбе с терроризмом действиями, разрешенными законодательством РФ.

В проекте подробно прописаны полномочия участников ОРД (руководителя оперативно-розыскного органа, руководителя оперативного подразделения, оперуполномоченного, прокурора, суда, специалиста, понятого). определены гарантии их социальной и правовой защиты.

В Особенной части проектируемого Кодекса планируется закрепить порядок осуществления оперативно-розыскного производства (заведения и прекращения оперативного дела), обеспечения производства (такими мерами, как доставление, задержание, личный досмотр, изъятие, приведение в негодность или уничтожение документов, предметов, материалов, веществ, ограничение использования сетей связи и средств связи, приостановление услуг связи с описанием каждой из них).

Отдельная глава посвящена оперативно-розыскным мероприятиям (в числе которых – оперативный осмотр, опрос, оперативный эксперимент, оперативное внедрение, оперативная закупка, контроль информационно-телекоммуникационных сетей, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, оперативное отождествление и т. п.) и порядку проведения каждого из них.

Финансовое обеспечение ОРД предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, закрепив при этом запрет осуществления ОРД за счет средств, представляемых безвозмездно иными юридическими и физическими лицами, за исключением случаев назначения последними вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании виновных, а также поощрения лиц, содействующих оперативно-розыскным органам.

Действующий Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" автор законопроекта считает несовершенным, отмечая декларативность его норм, отсутствие регламентации процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий, неурегулированность правового статуса участников ОРД и т. п.

"На сегодняшний день более 60 нормативных и ведомственных правовых актов регулируют оперативно-розыскную деятельность в РФ. Принятие данного кодифицированного нормативного акта будет способствовать эффективной защите личности, общества и государства от криминальных и иных угроз", – подчеркивается в пояснительной записке к документу. 

© CLC, 2009. Все права защищены.
Rambler's Top100  
Данный ресурс и информация размещенная на нем защищены законами об авторских правах РФ и международными соглашениями.
Незаконное воспроизведение или распространение графической, текстовой информации или ее части влечет гражданскую и уголовную ответственность