|
Cанкт-Петербург,
наб. реки Смоленки, д. 33, литера А,
ТБК «На реке Смоленке», офис 4.78, тел.: (812) 327 72 26
23-d Line 2, office 357
Vasilievsky Island
St.Petersburg, Russia tel. (812) 327 72 26
 office@clc-spb.ru
23-Linie der Basilius-Insel,2
Office 357
Sankt-Petersburg, Russland tel. (812) 327 72 26
 office@clc-spb.ru
|
|
|
|
|
<< Архив новостей
Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 17 февраля 2015
года N 2-П признал взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации" не соответствующими Конституции Российской
Федерации, ее статьям 18, 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) в той мере, в какой эти
положения - в нарушение требования формальной определенности закона - не
устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки
исполнения законов некоммерческими организациями, а также, предусматривая
безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по
проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого
в системе действующего правового регулирования предполагает наступление
административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения
таких требований. Взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации" были признаны не противоречащими
Конституции Российской Федерации
постольку, поскольку эти положения - как закрепляющие полномочие прокурора
требовать при проведении проверок в порядке осуществления функции надзора за
исполнением законов безусловного представления руководителями и другими
должностными лицами некоммерческих организаций необходимых документов,
материалов, статистических и иных сведений - обеспечивают выполнение
прокуратурой Российской Федерации возложенной на нее функции надзора как
деятельности, обусловленной по своему предназначению требованиями Конституции Российской
Федерации, и направлены на обеспечение законности, государственной и
общественной безопасности, защиту прав и свобод других лиц, а также иных
конституционно значимых ценностей. Кроме того, взаимосвязанные
положения пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации" признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации
в той мере, в какой эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в
системе действующего законодательства, в том числе регулирующего осуществление
федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих
организаций Министерством юстиции Российской
Федерации: предполагают проведение органами прокуратуры
проверок исполнения законов некоммерческими организациями в пределах
определенного предмета конкретной проверки, обусловленного наличием сведений,
указывающих на признаки нарушений законов в деятельности некоммерческой
организации и ее должностных лиц, которые нельзя подтвердить или опровергнуть в
ходе межведомственного взаимодействия с государственным органом, осуществляющим
федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций,
с вынесением о том мотивированного решения, подлежащего доведению до сведения
проверяемой некоммерческой организации, по крайней мере в момент начала
проверки; предполагают
возможность запроса прокурором у руководителей и должностных лиц некоммерческой
организации документов и материалов, непосредственно обусловленных целями и
предметом конкретной проверки, не могущих быть полученными у других
государственных органов или из открытых источников и не передававшихся органам
прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой исполнения законов данной
некоммерческой организацией, и не обязывают некоммерческую организацию
представлять документы, которые она не обязана иметь в соответствии с
законодательством, а также формировать документы, не имеющиеся на момент
предъявления требования прокурора; не допускают проведение
органами прокуратуры в отношении некоммерческой организации повторной проверки,
осуществляемой в связи с фактами, указывающими на предполагаемые нарушения
законов, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна
была быть дана правовая квалификация, за исключением проверки устранения
нарушений законов, проводимой в разумный после их выявления срок;
предполагают возможность привлечения к участию в проведении
проверки исполнения законов некоммерческой организацией представителей
(сотрудников) других государственных органов лишь в целях осуществления ими
вспомогательных (экспертно-аналитических) функций, что исключает самостоятельное
проведение проверочных действий от имени и в рамках компетенции соответствующих
государственных органов и не допускает иных отступлений от установленных
действующим законодательством порядка и периодичности проводимых уполномоченными
органами государственного контроля (надзора) плановых мероприятий;
обязывают органы прокуратуры к утверждению по итогам проверки
исполнения законов некоммерческой организацией акта, содержащего констатацию
наличия или отсутствия в ее деятельности нарушений законов, в связи с
возможностью которых осуществлялась прокурорская проверка, и доведению такого
акта до сведения проверяемой некоммерческой организации;
предполагают судебную проверку по заявлению некоммерческой
организации законности проведения в отношении нее мероприятий прокурорского
надзора, принимаемых в ходе этих мероприятий решений, а также связанных с ними
действий (бездействия) прокурора, притом что бремя доказывания правомерности
проведения проверки и предъявленных требований лежит на прокуроре.
|
|